• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Музей камня

    Гордостью музея является геолого-минералогическая коллекция. В её составе есть такие редкости, которые природа нечасто дарит человеку – великолепные друзы, кристаллы необычной формы, псевдоморфозы, причудливые природные образования.

  • Музей камня

    Камни, которые вы увидите за стёклами витрин, можно назвать путешественниками. Ведь прежде чем попасть сюда, им пришлось совершить далекие путешествия.

  • Графика

    В музейном собрании графики работы художников Сибири, Якутии, Урала (главным образом, Пермскогокрая) и Прибалтики.

  • Техника

    В коллекцию механизмов, отражающих этапы развития техники, входят часы, пишущие и швейные машинки...

  • Живопись

    Художественный фонд музея представлен работами современных мастеров Урала, Сибири и Якутии...

Стандартная версия сайта

Декоративно-прикладное искусство

В коллекции декоративно-прикладного искусства широко представлены изделия из металла, дерева, керамики и поделочного камня. Собрание музея в некоторой степени отражает развитие прикладного искусства промышленного Урала.

Наиболее полной является коллекция чугунного художественного литья, в основе которой изделия каслинскихлитейщиков, ставших законодателями мод в этом виде декоративно-прикладного искусства. Именно там сложился богатый ассортимент изделий, которым славилось русское литьё.

Кроме продукции Каслинского завода в коллекции музея изделия многих уральских заводов: Куса, Кушва, Екатеринбург, Покровск, заводов Горнозаводского района.

Это изделия XIX - XX веков:скульптура малых форм, утилитарные предметы, садовая мебель, кабинетная скульптура на разные темы -сцены из крестьянской жизни, охота и рыбалка, литературные и сказочные герои, портреты русских классиков, исторические личности, анималистический жанр. Среди них настоящие жемчужины чугунной пластики: «Джигитовка лезгин» Е. Лансере, «Фортуна» Э. Фальконе, «Дон-Кихот» и «Мефистофель» Ж. Готье, «Весна» и «Лето» М. Канаева, «Хозяйка Медной горы» А. Чиркина.

Самое старшее изделие в коллекции – барельеф императора Александра I, отлитый в Кушве в 1811 году по модели скульптора П. К. Клодта.

Народная роспись горнозаводского Урала известна с XVIII века. Коллекция музея представляет яркий неувядающий букет на лаковых жестяных подносах Нижне-Тагильского завода. Декоративная роспись с букетами золотисто-белых, сине-голубых, оранжево-красных роз удивляет обилием вариантов. Современные произведения лакового промысла Нижне-Тагильских мастеров ценятся не только как бытовые вещи, но и как произведения искусства.

Одно из древнейших искусств художественной обработки металла – чеканка, представлена несколькими панно одного автора, выполненными в технике пуансонной чеканки.

Ещё один вид художественной обработки металла – живописная эмаль или финифть, представлена изделиями Пермского экспериментально-ювелирного завода. Роспись горячей эмалью (финифть) сочетается с филигранью (скань) – плетёным кружевом из тонкой металлической проволоки. В составе коллекции серьги, перстни, подвески, браслеты, плакетки, гривна, шкатулки.

Немногочисленно собрание предметов, отражающих художественную обработку дерева. Это коллекция расписной деревянной посуды (Южный Урал), представляющая собой утилитарные предметы, выполненные в технике объёмной резьбы, токарным и столярным способом и превращённые в произведения искусства: шкатулки, коробочки, расписанные миниатюрой и предметы кухонной утвари – поставцы, чаши, ложки, подносы, декоративные панно, украшенные ярким узором национального орнамента.

География представленного в музейном фонде декоративно-прикладного искусства не ограничивается Уралом.

Значительное место среди произведений народных художественных промыслов занимают изделия из папье-маше: шкатулки, ларцы, коробочки, броши - лаковая миниатюра Мстёры. Изделия с росписью в стиле традиционной миниатюрной лаковой живописи, обрамлённые орнаментом из сусального золота, демонстрируют вид русской народной живописи темперными красками, сложившийся в центральной России, в Мстёре, на базе иконописного промысла.

Интересна небольшая коллекция традиционной деревянной скульптуры тропической Африки. В её составе идолы, поясные женские портреты, макеты ритуальных масок. Статуэтки выполнены мастерами Сенегала из красного и чёрного дерева.

Глина – один из самых распространённых природных материалов, освоенных человеком ещё в древности. Благодаря пластичности, из неё изготавливают множество необходимых в быту предметов, главным образом, посуды. В фондах музея скомплектована внушительная коллекция керамики.

Единичными изделиями представлен фарфор заводов «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» (посуда нач.XX века).

Немногочисленно собрание советского фарфора (1950-1980-е гг.), включающее в себя скульптуру и утилитарные предметы, а также продукция Кунгурского завода художественных изделий – декоративная посуда и настольная скульптура.

Наиболее полно в коллекции художественной керамики представлены изделия ОАО «Горнозаводскцемент». Это вазы, подсвечники, расписные сервизы, пепельницы, фигурки животных, изящные чашки, украшенные разнообразным декором.

В коллекции мелкой пластики глиняная скульптура художника Малькова Е.В. Мастер лепит то, что видит вокруг себя, придавая скульптуре форму гротеска. Фигурки из обожжённой глины миниатюрны; среди них «типажи» современников, шаржи на деятелей политики, культуры и искусства, литературы.

Достаточно разнообразно собрание камнерезных изделий. В его составе наиболее значительна по объёму коллекция изделий из мягкого камня, выполненная, в основном, в анималистическом жанре. Лоточки, шкатулки, колечницы и подсвечники украшены фигурками животных и птиц, обитающих в уральских лесах.

Интересны и разнообразны изделия производственного объединения «Байкалкварцсамоцветы» (г. Иркутск) и «Уралкварцсамоцветы» (г. Екатеринбург). В коллекции скульптура, панно, вазы, бокалы, пивные кружки, колечницы, шкатулки, ларцы и ювелирные изделия, выполненные из поделочных и ювелирно-поделочных камней.

Авторские изделия художника-камнереза Мальцева Б.Г. выполнены в технике флорентийской мозаики. Среди работ выделяется скульптура «Каменный цветок», в изготовлении которой использовано тринадцать поделочных и драгоценных камней.

Привлекает внимание коллекционная ювелирная огранка. Чтобы самоцвет раскрыл свои природные свойства, приобрёл блеск, сочный цвет, его нужно умело обработать. В небольшом собрании музея горный хрусталь, аквамарины, гранаты и хризолиты с бриллиантовой огранкой; топазы, аметисты, цитрины с огранкой «Панделок», «Маркиза», «Бриолет».

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство