• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Музей камня

    Гордостью музея является геолого-минералогическая коллекция. В её составе есть такие редкости, которые природа нечасто дарит человеку – великолепные друзы, кристаллы необычной формы, псевдоморфозы, причудливые природные образования.

  • Музей камня

    Камни, которые вы увидите за стёклами витрин, можно назвать путешественниками. Ведь прежде чем попасть сюда, им пришлось совершить далекие путешествия.

  • Графика

    В музейном собрании графики работы художников Сибири, Якутии, Урала (главным образом, Пермскогокрая) и Прибалтики.

  • Техника

    В коллекцию механизмов, отражающих этапы развития техники, входят часы, пишущие и швейные машинки...

  • Живопись

    Художественный фонд музея представлен работами современных мастеров Урала, Сибири и Якутии...

Версия сайта для слабовидящих

Иконопись

Иконописная традиция Пермского края представлена в музейной коллекции темперной и масляной живописью на дереве конца XIX – начала XX века. Это православные иконы различных святых, святого Николая Чудотворца, различные изводы Спаса и Богоматери, а также старообрядческие медные иконы – меднолитая пластика.

Иконы,написанные темперными красками на дереве, относятся к типу так называемых народных икон. Подобные иконы могли быть писаны как на заказ (о чем свидетельствуют служебные надписи на оборотной стороне, называющие имя заказчика и стоимость), так и для продажи. Икона «Троица Ветхозаветная» принадлежит кругу поздних икон, соответствующих принятой в православии иконописной традиции, но более упрощенных по письму и колориту, с характерными для них чертами (доска без ковчега, условность рисунка, имитация позолоты более дешевыми красками и т.д.). Значимость данной иконы определяется ее принадлежностью традиции, а также местным (Уральским) происхождением.
Круг святых, изображаемых на полях икон, как правило, определялся заказчиком.

Несомненно влияние западной живописной традиции в некоторых памятниках из коллекции музея. Так, икона «Кончина преподобного Серафима Саровского» по композиции очень близка известной православной иконе этого извода, но отступает в деталях: в соответствии с житием святого, он скончался во время молитвы перед иконой Богоматери. На иконе из собрания музея изображение иконы Богоматери отсутствует, но включено изображение ангелов в левом верхнем углу. Приемы светотеневой живописи, при помощи которых написана фигура старца, характерны только для западной (католической), а позднее светской живописи. Изображение нимба вокруг головы святого также полностью в русле католической традиции (в соответствии с геометрией прямой перспективы), тогда как в православии изображение нимба всегда плоскостное.

Также о влиянии западной живописи можно говорить в иконе «Господь Вседержитель», где вместо раскрытого Евангелия в левой руке Спаса - держава.

Среди икон в окладах интересна икона «Святые Илия и Дмитрий Солунский», как своеобразным рисунком фигур, так и качественно сработанным окладом. Возможно местное происхождение иконы.

Иконы, выполненные типографским способом на бумаге (с покрытием лаком для имитации живописи), а также цветной печатью на металле (фирмы «Жако и Ко, Москва») производились большими тиражами для продажи в храмах и церковных лавках, а также на ярмарках. Исторической и художественной ценности данные типографские оттиски не представляют,не являясь подлинниками, однако, в экспозиционной и лекционной работе могут использоваться как прикладной и иллюстративный материал.

Литые иконы традиционно принято относить к бытовавшим (и бытующим) в старообрядческой среде. Однако в конце Х1Х-начале ХХвека широкое распространение они получили среди православных.
Данные произведения находятся на стыке декоративно-прикладного и изобразительного искусство. Это богатый историко-краеведческий материал, позволяющий судить о распространении христианских духовных традиций на Урале, о масштабах ремесла, о художественных достоинствах отдельных памятников в контексте русской православной культуры в целом.

Литые образки «Святой Сергий Радонежский» бытовали в старообрядческой среде, носились на груди наравне с крестом-тельником. Отливались из бронзы и меди. Достаточно широко распространены и в настоящее время.

Сюжеты икон из коллекции музея.

Николай Чудотворец (Святитель Николай, на Руси звался Никола) -архиепископ города Миры, столицы и митрополии области ЛИКИИ В Малой Азии, великий чудотворец. Жил во второй половине III века - первой половине IV века. Святитель Николай участвовал в Первом Вселенском соборе в городе Никее в 325г. и ревностно защищал православную веру от ереси Ария. Неоднократно подвергался гонению за служение христианской церкви. Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. На Русь почитание святителя Николая проникает с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Один из популярнейших на Руси святых, к которому обращались за помощью в самых разных случаях. Иконы и образки с изображением Николы были практически в каждом домашнем иконостасе.

Иконопись Иконопись Иконопись