• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Музей камня

    Гордостью музея является геолого-минералогическая коллекция. В её составе есть такие редкости, которые природа нечасто дарит человеку – великолепные друзы, кристаллы необычной формы, псевдоморфозы, причудливые природные образования.

  • Музей камня

    Камни, которые вы увидите за стёклами витрин, можно назвать путешественниками. Ведь прежде чем попасть сюда, им пришлось совершить далекие путешествия.

  • Графика

    В музейном собрании графики работы художников Сибири, Якутии, Урала (главным образом, Пермскогокрая) и Прибалтики.

  • Техника

    В коллекцию механизмов, отражающих этапы развития техники, входят часы, пишущие и швейные машинки...

  • Живопись

    Художественный фонд музея представлен работами современных мастеров Урала, Сибири и Якутии...

Версия сайта для слабовидящих

«…В дар от Князя Голицына…»

В истории всегда кто-то или что-то бывает первым. В фондах Горнозаводского музея хранится интересный документ 1883 г., так называемый «Вводный лист», записанный в Книге поступлений под № 1.
В музейное собрание передал этот документ в 1967 году Заморин Геннадий Иванович, житель посёлка Пашия Горнозаводского района.
Вводный лист предусматривает «Ввод во владение».
Ввод во владение в гражданском праве императорской России конца XIX века означал судебный порядок оглашения перехода права собственности на недвижимость от одного лица к другому.
Лист является образцом делопроизводства XIX века и содержит все необходимые элементы вводных листов этого времени.
В вводном листе сообщается, что «Тысяча восемьсот восемьдесят третьего года 23 дня ... суд в присутствии нижеозначенных свидетелей ввёл сего числа Василия Васильева Заморина во владение деревянным домом с надворными строениями и усадебной землёй, ...всего триста сорок квадратных сажен; находящимися в Архангело-Пашийском заводе ... приобретёнными в дар от Князя Голицына». Ниже перечислены свидетели, присутствовавшие при вводе во владение. В конце листа указано, что ввод во владение совершил почётный мировой судья.
В нижнем левом углу — гербовая печать.
Такие типовые вводные листы в конце XIX века подтверждали собственность владений мастеровых Архангело-Пашийского завода.
В 1882 — 83 гг. князь Сергей Михайлович Голицын, один из последних владельцев Архангело-Пашийского завода Пермской губернии, «одарил» потомственных заводских мастеровых безвозмездным владением той усадьбой, которую они обрабатывали почти сто лет. «Дар» князя был совершён спустя двадцать лет после отмены крепостного права (1861 г.) и введения уставных грамот (1862 г.; акт, определяющий новые взаимоотношения между мастеровыми и заводовладельцами, крестьянами и помещиками), когда установленный грамотой оброк за усадьбу в большей части своей, если не весь, был уже оплачен. Обращает на себя внимание и тот факт, что приобреталась в дар не только усадебная земля, но и собственный, выстроенный руками мастерового «дом с надворными строениями».

Вводный лист. Российская империя. 1883 г.
Бумага, чернила; типографская печать, рукопись. 33,2×22,2 см.

В дар от Князя Голицына

Сравнится с золотом чугун

Невзрачный, как простой валун,
Равняться с бронзой он не может,
Но если мастер сердце вложит,
Сравнится с золотом чугун.

Эти поэтические строчки говорят нам о высоком мастерстве и таланте русских литейщиков, доказавших, что серый чугун может стать прекрасным материалом для художественных отливок. Ведь нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России.
В музейной коллекции художественного литья более 100 предметов. Это скульптура малых форм, утилитарные изделия, кабинетная скульптура и садовая мебель. Но особое внимание обращает на себя уникальное и редкое изделие — барельеф «Портрет императора Александра I». Автор этого портрета Леберехт Карл Александрович (1755-1827), о чём свидетельствует монограмма «К Л». Леберехт родился в Германии, но в 1794 г. принял русское подданство. Работал медальером на Санкт-Петербургском монетном дворе.
В квадратной профилированной раме с растительным орнаментом — погрудное рельефное изображение мужчины в военном мундире. Ниже — монограмма «К Л». На рельефе надпись «Александр I Император».
Александр Павлович Романов (1777-1825) — старший сын императора Павла I и его второй жены, императрицы Марии Фёдоровны, российский император с 1801 года.
Оборотная сторона изделия имеет выборку, тождественную лицевому изображению, вокруг которого выпуклая литая надпись курсивом: «Кушвинский заводъ. 1811 года».
Барельеф — одно из первых художественных изделий, отлитых на Кушвинском чугунолитейном заводе. Он поступил в фонды музея в далёком 1975 году. Даритель, к сожалению, неизвестен.
В книге поступлений сделана запись: «находка».
Чугунные художественные отливки изготовляли во многих районах России, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи.
Первыми на Урале начали выпускать художественные отливки Каменский и Кушвинский заводы. Многие литые произведения этих и других мест Урала до сих пор не изучены. Часть из них хранится в частных собраниях, не установлены изготовители некоторых произведений, многие отливки вообще утеряны. Однако то немногое, что можно узнать по архивным данным, по музейным и известным частным собраниям, свидетельствует о повсеместном высоком мастерстве уральских литейщиков.
В Кушве первые художественные изделия из чугуна были отлиты в 1811 году. Впоследствии художественное литьё на Кушвинском заводе приобрело необычайный размах. В этот период в Россию были приглашены для работы по контрактам на казенных и частных металлургических предприятиях литейные и оружейные мастера из Пруссии. Многие из них имели опыт работы на литейных заводах Берлина, Гляйвица и в других европейских центрах производства оружия и художественного литья. Часть приехавших на Урал немецких литейщиков была направлена на Кушвинский завод. Они не только обучали своему ремеслу местных мастеров и совершенствовали технологию выпуска основной заводской продукции, но и организовали производство кабинетного художественного литья из чугуна. Так, в прейскуранте Кушвинского завода за 1815 год насчитывалось более 300 наименований различных изделий из чугуна, в том числе художественных.
А в 1820-м кушвинские доменщики братья Самойловы отливали бюсты и другие художественные изделия из доменного чугуна. Они и обучили фигурному литью первого каслинского мастера Никиту Теплякова.

Барельеф «Портрет императора Александра I». Российская империя. Кушвинский чугуноплавильный и железоделательный завод. К.А. Леберехт. 1811 г.
Чугун, литьё. 35×35×5,5 см.

Сравнится с золотом чугун

Иоанн, экзарх Болгарский

В собрании книжных памятников музея хранится уникальное издание, самое старинное в коллекции редкой книги — старопечатная книга «Иоанн, экзарх Болгарский», датируемая 1824 годом и посвящённая исследованию славянского языка и литературы IX и X столетий. Это прижизненное издание Константина Федоровича Калайдовича (1792-1832) — российского историка, археолога, филолога, археографа, исследователя древнерусской и славянской письменности, члена-корреспондента Петербургской Академии наук (1825).
Сочинение «Иоанн, экзарх Болгарский» историки считают самым замечательным трудом Калайдовича. В исследовании он коснулся вопросов о начале письма у славянских народов,
о трудах Кирилла и Мефодия и о дальнейшем движении литературного славянского языка.
Так кто же такой, этот таинственный экзарх? В православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа.
Иоанн, экзарх болгарский (предположительно 860-е годы — между 917 и 927) — древнеболгарский церковный деятель, духовный писатель, переводчик, современник болгарского царя Симеона (X в.). Известия о его жизни ограничиваются предположениями, но достоверные данные памятников свидетельствуют, что он был сотрудником царя Симеона в его просветительной деятельности.
Книга «Иоанн, экзарх Болгарский» была напечатана в типографии С.И. Селивановского, который в первой четверти XIX века являлся одним из крупнейших типографов и книгоиздателей Москвы.
Издание передал в музей в 1997 году священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы в
г. Горнозаводске отец Андрей (в миру Носков Андрей Борисович). На титульном листе надпись: «Дарю Горнозаводской церкви. Геннадий Васильевич Воротников». В верхнем левом углу книги закреплён талон с надписью «Библиотека Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества». Указаны: инвентарный номер книги и номера шкафа и полки, где находилось издание.
На сегодняшний день остаётся тайной, как книга проделала путь от Красноярска, где располагался Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества до Горнозаводска.

Книга старопечатная. Калайдович К.Ф. «Иоанн, экзарх Болгарский».
Российская империя. Москва. Типография Селивановского. 1824 г.
Бумага, типографская печать. 41×28 см.

Иоанн, экзарх Болгарский

Богоматерь Троеручица

Иконы (в переводе с греческого — «образ») — это изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, которые призваны напоминать о событиях Священного Писания. Пришедшая на русскую землю вместе с Христианством, иконопись берет свое начало от погребальных портретов, которые писались после смерти людей. Считается, что наиболее древним прообразом икон являются египетские погребальные портреты.
Каждая икона исполнена смысла. Из Византии в Русь пришли строгие правила написания иконы — каноны иконописи.
На иконе XIX века Богоматерь Троеручица, поступившей в фонды Горнозаводского музея в 1987 году, изображение Богоматери канонично, письмо носит несколько условный и упрощенный характер. Одежды написаны локальными цветовыми пятнами, без лессировок и проработки, складки мафория обозначены размашистыми черными линиями, в тенях переходящими в локальные пятна черного цвета. Нимбы обозначены тонким контуром вишневого цвета.
Икона выполнена из доски хвойных пород, с торцевыми врезными шпонками, без ковчега. На оборотной стороне процарапана надпись: «Зав пашея улц троицка Митрея Петров Дылгину Троеручицу цен. 30 к» (предположительно — завод Пашия, улица Троицкая, Дмитрию Петровичу Дылдину), вверху кожаная петля-крепление для подвешивания.
Иконография восходит к изводу Одигитрии с левосторонним положением Младенца. Отличительная особенность — изображение дополнительной руки в нижней части иконы, которое варианты сказания о ней объясняют по-разному. По одному из них, известному в России с XVII в., история иконы связана с чудесным исцелением отрубленной руки Иоанна Дамаскина, который в благодарность приложил к иконе выполненную из серебра кисть руки. Согласно другой легенде, возникшей в Хиландарском монастыре (Афон), ранее известной на Руси уже в XVI В., когда еще не знали списков этой иконы, изображение третьей руки само три раза проявлялось на иконе богородицы, которую писал некий иконописец.
Празднование иконы — 28 июня.
В храме перед иконами горят лампады и свечи, возникают резкие перепады температуры и влажности. От всего этого слой олифы через 80 — 100 лет теряет прозрачность, икона превращается в темную доску. В старину ходили из храма в храм половители. Они мыли иконы в щелоке жесткой мочалкой, смывая при этом самые ценные верхние слои красок, а потом дописывали утраченное. Иногда, ориентируясь на лёгкий след рисунка, писали сверху новое изображение.

Икона. Богоматерь Троеручица. Российская империя. XIX век.
Дерево, левкас, темпера, олифа. 21,4×29,3×2 см.

Богоматерь Троеручица

Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится

В Горнозаводском краеведческом музее работает этнографическая выставка «Хозяином дом ставится, хозяйкой — держится». На ней представлены орудия труда и домашняя утварь, то есть предметы, характеризующих культуру и быт крестьян конца XIX — середины XX века. В выставочном зале музея размещены орудия сельскохозяйственного труда: плуг, грабли, серпы, коса-горбуша, а также чёски для вычёсывания шерсти домашних животных, ножницы для стрижки овец, доска для стирки, корыто и сечка для измельчения капусты и многое другое. Экспозицию дополняют предметы домашнего убранства и многочисленная утварь, без которой трудно было представить крестьянский дом. Она накапливалась десятилетиями, если не столетиями и буквально заполняла всё пространство дома.

Утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари — корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.

Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали всё: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, вёдра, корыта и т. д.), которые были легки в использовании. Долблёное корыто, например, изготавливалось из целого куска дерева. Чем толще ствол дерева, тем больше и вместительнее получится корыто. В нём рубили начинки для пирогов и измельчали капусту при её заквашивании. Во время работы приговаривали: «Вилки в ведро, руби серебро, сечи — мельчи, в кадку топчи». Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы. Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках.

Распространенным материалом на Руси была и глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.

Позже появилась железная посуда. На выставке представлены чугунки. Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части.

Традиционной утварью были: кочерга, ухват, подовая лопата. Это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Ни одна крестьянская семья не обходилась без прялки. Прялка — орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

В русской деревне очень ценились и самовары. Они применялись в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Их наличие в семье говорило о её благополучии, достаточности, богатстве и высоком положении хозяина дома. Хорошие самовары давались дочерям в приданое. На выставке вы увидите самовары, изготовленные в конце XIX — начале XX века на знаменитых фабриках императорской России: братьев Баташевых в Туле, братьев Поповых в Слободском, Тейле в Туле, Горнина в Туле.

Уважаемые жители и гости города!
Горнозаводский краеведческий музей приглашает вас на выставку
«Хозяином дом ставится, хозяйкой — держится».
Она работает до середины апреля 2017 года.
На базе выставки проводятся увлекательные экскурсии
для всех возрастных групп.
Ждём вас по адресу: город Горнозаводск, ул. Свердлова, 59.
Справки по телефону: 34 (269) 4 10 94

Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится

Колокола и колокольчики

В Горнозаводском краеведческом музее скомплектована небольшая коллекция колоколов и колокольчиков, время создания которых первая четверть XIX — середина XX века.

Основную часть коллекции составляют поддужные колокольчики. Самый ранний предмет в собрании — колокольчик, отлитый кунгурским мастером Петром Кожевниковым в 1813 году. Предположительно, это не авторская отливка, а копия с неё, выполненная позднее неизвестным мастером с использованием авторской модели.

Несколькими предметами представлены изделия пурехских колокольных мастеров. Село Пурех Нижегородской губернии стало самым последним и плодовитым центром поддужно-колокольного промысла. В коллекции колокольчик, отлитый в 1876 на заводе братьев Трошиных. Эта династия занимает особое место в списке пурехских мастеров-литейщиков.

Колокольчик, отлитый на заводе Фёдора Алексеевича Веденеева, датируется 1880 годом. Собственный завод, основанный Фёдором в 1870 году, выпускал колокольчики с гербами Российской империи. На выставках кустарных изделий в Москве (1883 г.) и в Нижнем Новгороде (1885 г.) изделия его были отмечены медалями «За трудолюбие и искусство», изображения которых он впоследствии отливал на своих колокольчиках.

В собрании представлены также колокольчик и бубенец, выпущенные на наиболее крупном и известном предприятии — заводе крестьянина Егора Спиридоновича Клюйкова, основанном в 1863 году (по другим данным — в 1879). Колоколо-бубенно-медно-литейное заведение Клюйкова помещалось в деревне Останове, в 2 верстах от Пуреха. К началу первой мировой войны завод достиг расцвета. Изделия Клюйкова отличались огромным разнообразием и высоким качеством, и неоднократно завоёвывали награды на российских и международных выставках. На заводе Клюйкова была предпринята единственная попытка (в 1906 г.) применить для обточки отлитых колокольчиков двигатель.

На колоколо-литейных заводах выпускались и бубенцы, но лишь незначительная часть бубенцов, изготовленных не ранее конца XIX века, снабжена надписями, указывающими имя мастера, место производства и номер. Своё имя изредка ставил и Егор Клюйков. Бубенец, изготовленный на заводе Клюйкова, представлен в коллекции единичным экземпляром.

Литьём колоколов занимались и в Сибири. Центром колокольного промысла считалась Тюмень (Тобольская губерния), через которую проходил Сибирский тракт. Были популярны колокольные изделия мастеров Михаила Полякова и Якова Серебренникова. В собрании представлен единичным экземпляром поддужный колокольчик ступенчатой формы мастера Якова Серебренникова с надписью «Валдайской лучший Серебренникова».

В XIX веке в Тюмени работал самый крупный в Сибири колокольно-литейный завод П.И. Гилева, выпускающий и церковные колокола. Его дети создали в 1866 году торговый дом «П.И. Гилев и сыновья». Их продукция пользовалась спросом за качество и изящность изготовления. Хозяева давали полную гарантию музыкального звука колоколов (малиновый звон), подбирали колокола в тон для церквей. В фондах музея церковный колокол, отлитый на заводе сыновей П.И. Гилёва в 1906 году. Колокол снят с колокольни Свято-Троицкой церкви Архангело — Пашийского завода, закрытой в 1929 году.

Для валдайских колокольчиков характерна лаконичная форма, отсутствие всякого декора, а также надпись, поставленная на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому юбкой.

Единичным экземпляром представлен колокольчик, предположительно, мастеров Валдая Новгородской губернии с надписью «Купи не скупись, езди веселись». Это одна из самых ранних надписей, появившихся на валдайских колокольчиках. Широкое распространение она получает в 1840-е гг. В 1860-е гг. она ставится вместе с популярной тогда надписью «Дар Валдая».

В конце ХIХ века появилось большое количество предприятий, которые составили конкуренцию Валдаю, и многие изделия, выпущенные в это время, к настоящим валдайским колокольчикам отношения не имеют.

В собрание вошли также два колокольчика с надписью внутри изделия «СЪ СЕРЕБРОМЪ». Такая надпись отливалась, если колокольчик серебрился. Изготовитель данных изделий не установлен.

Единичными экземплярами представлены: декоративный и дверной колокольчики, сигнальный (пожарный) колокол и пастуший колокольчик — ботало.

Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах...

Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокола и колокольчики

В кадре не только актёры

В соответствии с Указом президента России Владимира Путина в целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу 2016 год в России объявлен Годом российского кино.
В рамках мероприятий, посвящённых году кино, с 9 мая 2016 года в выставочном зале Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина открыта выставка «В кадре не только актёры», где представлены экспонаты из фондов музея, так или иначе связанные с историей советского кино.

Лучшие актеры советского кино — это яркая плеяда талантливых людей, воплотивших в своих ролях широту и многогранность высокого искусства! Талантливые актеры, вдохнувшие в жизнь советского кинематографа яркую жизненную энергию, подарившие миру неиссякаемую глубину человеческих чувств, пленившие поколения своим мастерством и искренностью!
Когда-то наши мамы и бабушки собирали открытки с фотопортретами актёров, коллекционируя и радуясь новому набору, вышедшему в свет из типографии.
На баннере и стилизованных киноплёнках, занимающих центральное место выставки, представлены такие открытки, но уже в современной, компьютерной обработке. Интересны и киноустановки, предназначавшиеся для демонстрации чёрно-белых и цветных 16-ти миллиметровых фильмов. Такая киноаппаратура использовалась в стационарных условиях или как передвижка.

Привлекают внимание советские киноафиши, украшающие в 1980-е годы горнозаводский кинотеатр «Русь». На них названия знакомых фильмов: «Мы жили по соседству», «Единица с обманом», «Признать виновным», «Не было печали».

Часть выставки посвящена советскому фильму «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника». Комедия, единственный художественный фильм Пермской студии телевидения, снята творческим кинематографическим объединением «Пермьтелефильм» в 1966 году по мотивам книги Льва Давыдычева "«Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».

В нашем крае снимают кино
Пролетели как миг фотопробы.
Представляете, даже сугробы,
Здесь попали на кастинг особый,
Но растают к весне всё равно.
Сугробы давно растаяли, но в выставочном зале музея можно увидеть кадры со съёмок фильма «Отчий берег». Часть съёмок драматической саги проходила в посёлках Пашия и Кусье-Александровский Горнозаводского района. Принять участие в съёмках смогли около ста человек. Новоявленным актёрам пришлось нелегко. На съёмочной площадке они находились по десять часов, на морозе, но всех переполняли эмоции. Возможно, на снимках вы увидите себя или своих знакомых и близких.

Посетитель музея также сможет принять участие в викторине. По предметам, представленным в витринах, нужно угадать название художественного фильма.

Уважаемые жители и гости города!
Ждём вас по адресу: ул.Свердлова, 59.
Телефон для справок: 4-10-94.

В кадре не только актёры
В кадре не только актёры
В кадре не только актёры
В кадре не только актёры
В кадре не только актёры
В кадре не только актёры

Живой щит Чернобыля

Чернобыль... Во всём мире название этого небольшого города вот уже не одно десятилетие ассоциируется с крупнейшей за всю историю человечества техногенной катастрофой.

26 апреля Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным днём памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

В 2016 году в 30 раз будет отмечаться этот день. 30 лет назад гражданские и военнослужащие, невзирая на должности и звания, на национальность и вероисповедание, верные лишь присяге, гражданскому и профессиональному долгу, вступили в борьбу с атомом.

Авария произошла в ходе экспериментального испытания одного из турбогенераторов 4-го блока Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 40 секунд по московскому времени.

В результате началось катастрофически быстрое увеличение мощности реактора. Два последовавших за этим тепловых взрыва привели к разрушению реактора, реакторного блока и машинного зала станции.

Масштабы потерь могли стать неизмеримо большими, если бы не мужество и самоотверженный труд сотен тысяч граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Пожарные, вертолётчики, рабочие, инженеры, учёные, специалисты союзных и республиканских органов, военные — почти 700 тыс. человек. Они живым щитом заслонили не только свою страну, но и Европу.

Многих ликвидаторов уже нет среди нас.

Чернобыльской катастрофы будет звучать ещё не одно десятилетие. Именно поэтому история этой беды и история преодоления её последствий заслуживают того, чтобы люди об этом знали и помнили.

Спасибо всем ликвидаторам! НИЧТО НЕ ЗАБЫТО, НИКТО НЕ ЗАБЫТ!
Низкий поклон тем людям, которые самоотверженно боролись с радиацией, тем, кто испытал боль, страдания, страшную и мучительную смерть, но приложил все свои усилия для того, чтобы их дети и внуки жили, жили мы с вами!

В фондах музея хранятся предметы из личного архива одного из ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, Сметанина Владислава Александровича (21.10.1952 — 08.02.2009 гг.), уроженца посёлка Бисер Горнозаводского района.

Владислав Александрович был призван в 1987 г. военным комиссариатом Горнозаводского р-на на специальные военные сборы и принимал участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

В 2002 г. ему было выдано удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г.

В 2008 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2008 года Владислав Александрович был награждён медалью «За отвагу».

Живой щит Чернобыля
Живой щит Чернобыля
Живой щит Чернобыля
Живой щит Чернобыля

Холодный блеск кристаллов.

В преддверии празднования Дня геолога и к 70-летию со дня рождения А.С. Врадия в Музее камня открылась выставка «Холодный блеск кристаллов».

Геологи России отмечают свой профессиональный праздник, по традиции, каждое первое воскресенье апреля. Праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета ССС от 31 марта 1966 года в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. В России в 2016 году День геолога отмечался в пятидесятый раз.

Минералы и горные породы для выставки из частной коллекции А.С. Врадия предоставлены его сыном, Дмитрием. Александр Сергеевич — геолог, неутомимый энтузиаст, исследователь, путешественник, спелеолог, был другом и почётным дарителем Горнозаводского музея. Он стал одним из тех, кто стоял у истоков формирования минералогической коллекции музея, в которой сегодня не один десяток образцов минералов, подаренных им.

Камни, которые вы увидите за стеклом витрины, можно назвать путешественниками. Ведь прежде чем попасть сюда, многим пришлось совершить далёкие путешествия в заплечном мешке геолога, в автомашине, поезде, самолёте.

Образец горной породы вулканического происхождения проделал очень длинный путь. Александр Сергеевич привёз его с самой восточной точки России, с острова Шикотан. Сикотан — название из айнского языка, что означает «Лучшее место». Это самый северный и самый крупный остров Малой гряды Курильских островов, принадлежность которого оспаривает Япония. Агат и хризопраз проделали путь из Казахстана, пирит, с удивительно правильным кристаллом кубической формы — из Испании, янтарь с застывшим в нём паучком — из Калиниграда. В витрине вы можете увидеть и минералы Уральского региона. Конечно, это изумрудно-зелёный уваровит, редкий и ценный минерал Сарановского месторождения хромитовой руды, кристаллы горного хрусталя и кварца, найденные в Горнозаводском районе, яшма, морион — чёрный кварц, кристально-прозрачный топаз.

В коллекции есть уникальный, редко встречающийся в природе минерал — оранжево-морковный крокоит. Невозможно отвести глаза от игры световых лучей в гранях кристалла, от красок и узоров камней, издавна названных «цветами земли».

Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов
Холодный блеск кристаллов

«Раз, два, три, ёлочка, гори!»

Впервые идея осветить ёлку электрическими лампочками вместо традиционных свечей пришла в 80-х гг. XIX века Т. Эдисону и его коллегам. Популярность в США они приобрели в 1920-е годы. В нашу страну электрические гирлянды попали куда позднее: после Октябрьской Революции празднование Нового года сочли пережитком прошлого, 1 января стало обыкновенным рабочим днём. Ёлок в то время было не достать, завоз игрушек из Германии прекратился, разве что люди делали простейшие украшения сами. Лишь в 1935 году принято решение возобновить празднование Нового года, тогда Сталин произнес лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее», а в январе 1937 года состоялась первая советская торжественная новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов – с этих пор праздник вновь завоевал популярность в нашей стране.

Заработали фабрики ёлочных игрушек, постепенно стали появляться и электрические гирлянды. Первые гирлянды стали выпускаться в конце 30-х годов с перерывом на годы войны, они выглядят почти кустарными: обыкновенные автомобильные лампочки соединены проводом и покрашены в разные цвета. Тем не менее, эту продукцию выпускал Московский электроламповый завод (МЭЛЗ). Особой художественной ценностью такие гирлянды не отличаются, однако советские ёлки освещались ими довольно долго: в последующие военные годы было не до изысков.

Зато на период «оттепели» приходятся настоящие произведения искусства в сфере иллюминации новогодних ёлок. В конце 50-х появляются гирлянды из лампочек-фигурок. Внутри фигурки из толстого стекла размещена нить накала, фигурка закреплена в цоколе, как у обычной маленькой лампочки, и раскрашена. Выпускались лампочки, стилизованные под китайские фонарики. А были и более интересные гирлянды: с фигурками поросёнка, медвежонка, автомобиля, дирижабля и др. Лампочки ввинчиваются в патрончики с прищепками, а те крепятся на ёлку. В те времена такие гирлянды относились к разряду роскоши. Да и выпустили их не так уж много.

С 60-х гг. в СССР начинается широкое производство ёлочных гирлянд. Помимо обычных круглых крашеных лампочек появляются гирлянды лампочек с удлиненной колбой в виде свечек, раскрашенных в разные цвета, и вкрученных в патрончики на прищепках. Позднее такая гирлянда известна под названием «Капелька» (на фото).

Тогда же появляются более привычные для нас гирлянды с колпачками из цветной пластмассы, которые надеваются на прозрачные маленькие лампочки.

После полёта Юрия Гагарина и других успехов нашей страны в освоении космоса, в ходе «космической гонки» тема космоса приобретает огромную популярность, появляются игрушки в виде космических спутников и ракет. С 1967 года Киевский кабельный завод «Укркабель» начинает выпуск электрогирлянды «Космос»: на патрончики с маленькими лампочками надеваются разноцветные колпачки из мягкой тонкой пластмассы в виде Сатурна, Земли, Солнца, Луны, космического спутника, летающей тарелки, ракет, астероида. Выпускалась гирлянда примерно до середины 70-х годов.

В 70-е годы очень популярными для освещения ёлок становятся фонарики. Их выпускали в огромном количестве, самых разных видов и форм. Тот же Киевский кабельный завод с начала 70-х выпускает аналогичную «Космосу» модель «Фонарики»: патрончики те же, только на них крепятся абажурчики из цветной пластмассы, стилизованные под забавные китайские фонарики.

В Москве и близлежащих областях популярностью, начиная с 70-х, пользуется продукция Московского электролампового завода (МЭЛЗ). Здесь в виде фонариков выполнены сами лампочки. Выпускалась гирлянда «Московский фонарик». Лампочки округлой формы красились в разные цвета (впрочем, цвета немногочисленны: жёлтый, фиолетовый, и голубой или зелёный), по окружности лампочки-фонарики обведены контуром – имитация витражной пайки.

Была аналогичная гирлянда «Польский фонарик», отличие её в том, что лампочки в ней гранёные и отлиты из цветного стекла, а не покрашены. К этому же времени относится любопытная гирлянда с лампочками в виде разноцветных ёлочных шариков, украшенных завитушками.

Однако гирлянды выпускались не только в столицах – Москве и Киеве, но и в других городах Советского Союза, например, в Воронеже.

Так, Воронежский завод электровакуумных приборов, совместно с Усманской воспитательно-трудовой колонией для несовершенно-летних с начала 70-х годов ставит на поток производство двух видов гирлянд с колпачками из разноцветной пластмассы: «Ёлочные фонарики» и «Лесная сказка» с абажурчиками в виде разноцветных шишек. Позднее завод выпускает и другие гирлянды: «Снежинка», «Светлячок», «Сюрприз».

Ещё один экземпляр другого Воронежского завода – Воронежского электротехнического – гирлянда «Золотой фонарик». Выпускалась всего несколько лет в 80-е. Тут совершенно иная технология: на патрончики крепятся решетчатые фонарики, отштампованные из тонкой жёлтой жести, каждый фонарик легко разбирается на 2 половинки. Рисунок решётки в стиле китайских фонариков, а внутрь вставляется цилиндр цветной плёнки. Гирлянда невероятно красивая, но, пожалуй, самая хрупкая из всех советских: жесть очень легко сминается, от малейшего неловкого нажатия фонарик может потерять форму.

Довольно часто встречается у нас электрогирлянда “Luminare” («Свет») из социалистической Румынии, выпускалась в 1970-е годы. Плафончики из плексигласа в виде лилий.

В 80-е годы производство гирлянд ставится на поток, к их проектированию уже не подходят «с душой», поэтому и изделия не отличаются красотой и оригинальностью…

По материалам сайта ChristmasHeaven.ru
Информация для сайта предоставлена коллекционером электрогирлянд
Петром Лемени-Македоном.

Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!
Раз, два, три, ёлочка, гори!

Языком графики

В соответствии с указом президента России Владимира Путина в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом литературы.

В рамках мероприятий, посвящённых году литературы, с 12 февраля 2015 года в выставочном зале Горнозаводского краеведческого музея им. М. П. Старостина открыта выставка «Языком графики», где представлены портреты и скульптура известных писателей, поэтов, экслибрисы и иллюстрации к литературным произведениям из запасников музея.

Портрет русской поэтессы Анны Ахматовой, написанный художником Михаилом Курушиным, предельно эмоционален и драматичен, он отличается некоей нервной чуткостью и тревогой.

Привлекает внимание портрет русского писателя Александра Грина, выполненный также Михаилом Курушиным в технике Брюмера. Грин – создатель вымышленной страны, которая получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его книг — «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

Интересна коллекция экслибрисов, представленных на выставке.

Авторы миниатюр - Окас Эвальд Карлович (1915-2011гг.), советский и эстонский живописец, педагог, профессор, Народный художник СССР, Народный художник Эстонской ССР, Почётный академик Флорентийской Академии изящных искусств, действительный член Академии художеств СССР, Герой социалистического труда; Зырянов Александр Петрович - Член Союза художников, член правления Союза художников РСФСР и СССР, Народный художник Российской Федерации (2003г.), г. Пермь; Герасимов Алексей, художник - экслибрист, основу работ которого составляет якутская тема; наш земляк Мальцев Борис Геннадьевич; Беседин Олег Владимирович, г. Иркутск; Одинцов Игорь Павлович, член Союза художников России, преподаватель кафедры «Дизайн» АНО «ПГТИ», г. Пермь; Фролов Вадим Антонович (1926-2000 гг.), член Союза художников СССР, Москва.

Экслибрис (от лат. ex libris – «из книг») – книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.

Как правило, небольшого размера, наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрис украшает книги, помечая их и одновременно рассказывая о владельце языком графики. Кроме своего основного назначения экслибрис стал предметом коллекционирования.

История экслибриса как особого жанра графики

Экслибрис имеет многовековую историю, когда-то был очень важен, поскольку книга, на изготовление которой уходили годы кропотливого труда художников-миниатюристов, каллиграфов-переписчиков, была редкостью, принадлежала лишь состоятельным, часто титулованным владельцам, и не уступала многим сокровищам по ценности. Ещё в Древнем Египте в библиотеке фараона к папирусам крепили маленькую фаянсовую табличку с именем владельца.

До изобретения книгопечатания экслибрисы рисовали в книге. В эпоху книгопечатания – это миниатюрный эстамп, оттиснутый на станке с гравированной на меди или дереве доски. В начале 19 века – печать с камня (литография), а во второй половине 19 века – печатное клише (фотомеханическое воспроизведение рисунка).
В начале 20 века – линогравюра.

Экслибрисы несут в себе информацию изобразительную: геральдические фигуры, символические изображения, иногда дополнены текстами с девизами и изречениями, иногда вводился несложный декоративный мотив, элементы пейзажа, орнамента, вензель-виньетка из одной или нескольких начальных букв имени владельца книги.

В средневековой Европе экслибрисом мог быть портрет владельца или виньетка, но чаще – герб.

В России первый рукописный экслибрис появился в конце 15 века, он принадлежал основателю библиотеки Соловецкого монастыря монаху Досифею.

В 18 веке подавляющее большинство библиотек принадлежало дворянам, поэтому экслибрисы представляли собой гербы дворянских родов. В 19 веке они упростились, владельцами библиотек были писатели, учёные, деятели искусства.

Экслибрисы без слов говорят о характере занятий владельца, особенностях его личности, его литературных пристрастиях, его связях с обществом, историей, природой и т.д. В экслибрисе ценят лаконизм (поскольку это миниатюра) и остроту выражения.

Экслибрисы, выполненные крупными мастерами графики (А. Дюрером, Х. Хольбейном и др.), образовали особый самостоятельный жанр графики.

В наши дни искусство книжного знака популярно среди библиофилов. Существуют экслибрисные клубы. Проводятся выставки, конкурсы.

Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики
Языком графики

Новогодняя открытка

Поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день.

А новогодняя открытка способна передать каждому, кто получил ее, чудесное ощущение сказки, чуда и детства.

Известно, что аналоги современных поздравительных открыток китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего последнего на месте.

Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир.

В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. По одной из версий, первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году. По другой версии, это случилось только в 1912 году, и отцом русской новогодней открытки был библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам.

После революции кончилась светская жизнь новогодней открытки — она стала символом политического строя. Любые напоминания о Рождестве запрещались — под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние елки, не было новогодних открыток, а при возобновлении новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды.

Этим подчеркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов. Новогодняя открытка была средством пропаганды советского образа жизни.

Но особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, когда она и вернулась после нескольких десятилетий запретов. Это были не простые новогодние открытки с привычным пожеланием счастья.

«Новогодний привет героическим защитникам Родины!» — таким было новогоднее поздравление.

Открытки послевоенных лет кажутся нам сегодня домашними, теплыми и уютными, воспевающими мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, чистой скатерти и звенящим бокалам, к чистым румяным детям, занимающимся зимними видами спорта. После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Однако, что бы ни было изображено на новогодней открытке, у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.

1960-е годы – настоящий расцвет новогодней открытки. Наряду с привычными мотивами, стали появляться современные сюжеты на тему освоения космоса, развития техник. Например, Дед Мороз вез свои подарки на самолете или космической ракете. Именно тогда на открытках начали изображать кремлевские куранты и радостные семьи, встречающие Новый год на Красной площади.

Во времена СССР открытки, наряду с мандаринами, салатом оливье и кинокартиной «Ирония судьбы или С лёгким паром!» были непременным атрибутом праздника. Скорее, открытки были на первом месте в этом списке — их рассылали заблаговременно, и они будто предваряли наступление Нового года и обещали чудеса, которые непременно должны произойти в новогоднюю ночь. Те, чье детство пришлось на советское время, на всю жизнь запомнили этих миловидных зайчиков, трогательно сжимающих в лапках пакеты с подарками, белочек с гигантскими шоколадными конфетами, мишек с бочонками меда, улыбчивых снеговиков, добродушного Деда Мороза, нарядную Снегурочку.

Красочные карточки, выпущенные еще в Советском Союзе, создают зрителям новогоднее настроение, старшим дарят приятную ностальгию, а маленьких впечатляют своей добротой. Но технологии не стоят на месте, и уже сегодня мы всё чаще отправляем новогодние открытки по электронной почте, отписываемся в социальных сетях и на форумах, рассылаем смс- поздравления и голосовые открытки.

А чуть более десяти лет назад в нашу жизнь вернулась, заняв подобающее ей место, и рождественская открытка. Теперь мы вновь можем увидеть все многообразие открыток, украшенных надписями, вполне соответствующими Великому Празднику – «С Рождеством Христовым!»

Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка

Пленэр – 2014

В конце июня 2014 года художники из Горнозаводского объединения «Друза» побывали в окрестностях Губахи. Здесь проходил, ставший уже традиционным, пленэр. В этом году на пленэре побывали преподаватели школы искусств –Елена Первушина, Ирина Михалева, преподаватель школы №1 Ольга Ахмадеева, педагог дополнительного образования Галина Сапегина. К нашим художникам присоединились художник и педагог из Чусового Татьяна Русакова и художник из Губахи НиколайКрестьянинов.

Дату приезда и место проведения пленэра подсказал Николай Крестьянинов. Третий год у горы Крестовой проходит акция балетной труппы Пермского театра оперы и балета «Балет на закате». Днем художники, расположившись возле горы Крестовой, писали пейзажи, а вечером смотрели «Балет на закате», слушали мюзикл. «Оказывается, если находиться на возвышенности в сказочно красивом месте, слушать красивую музыку, заниматься интересным и любимым делом, можно получить полное ощущение счастья» - таким впечатлением поделилась Елена Первушина.

Художницы открыли для себя красоты реки Колвы, Колвинского камня, прекрасные дали, которые видны с Колвинского камня.

«Жаль было покидать это замечательное, приветливое, ещё одно уникальное Уральское местечко. Ощущение счастья вместе с воспоминаниями о нём, останется с нами навсегда».

Не смогла принять участие в работе пленэра Ольга Тиунова. Она занималась на курсах переподготовки в Перми. На выставке вниманию зрителя представлены её работы по живописи и композиции, сделанные во время занятий на этих курсах: «На своей земле», «Солнечный букет», «Тает снег», «Запах черёмухи», «Розы в синем стекле».

Пленэр художника Бориса Мальцева проходил в этом году в живописных окраинах поселков Холуница и Подгорная в Кировской области. На выставке вниманию зрителя представлены пейзажи равнин и полей Средней России.

Пленэр – 2014
Пленэр – 2014
Пленэр – 2014
Пленэр – 2014

Выставка графики и звуковоспроизводящей техники
«О чем мечтала Терпсихора…..»

открыта 29 апреля в международный день танца, о чем говорит название выставки по имени музы танца Терпсихоры.

На выставке представлены работы пермских художников: А.П.Зырянова, О.Д.Коровина и Л.И.Перевалова. Линогравюры Александра Зырянова, равно как и его портреты карандашом, посвящены теме Пермского балета. Во время экскурсии посетители могли познакомиться с техникой создания линогравюры и историей ее происхождения.

Русского деятеля искусств Сергея Дягилева изобразили в своих работах Олег Коровин и Лев Перевалов. Работа последнего под названием «Русские сезоны. Триумф», как лиро-эпическая поэма, рассказывает о деятельности С.Дягилева за рубежом.

Звуковоспроизводящая техника из фонда музея представлена патефонами, проигрывателями, радиоприемниками, радиолами разных лет производства. Магнитофоны, как катушечные, так и кассетные, электрофоны, плейеры также в разнообразии. Посетители могли увидеть грампластинки, кассеты и другие сопутствующие технике атрибуты.

Музыкальные инструменты тоже нашли свое место в экспозиции. Были представлены духовые инструменты: кларнет, альт, труба – память о духовом оркестре Дома Культуры, существовавшем под руководством В.В.Леонтьева; из струнных – балалайка, домра, скрипка и виолончель, история существования которых необычайно интересна и полна неожиданностей. Наибольшую часть музыкального интерьера занимала гармонь, происхождение которой удивляло основную часть аудитории.
Отличие гармони от баяна, также представленного в нескольких экземплярах, занимало экскурсантов. На экскурсиях давалась информация о музыкальных инструментах, можно было услышать и увидеть игру на них. Учащиеся музыкального отделения школы искусств, к своему 40-летнему юбилею получили информацию об истории музыкальной школы г.Горнозаводска.

Выставка была востребована не только любителями искусства, и служила в качестве просветительской деятельности среди подрастающего поколения, но и как фоновое оформление мероприятий музея, проводимых в рамках юбилейной военной тематики.

Выставка графики и звуковоспроизводящей техники
Выставка графики и звуковоспроизводящей техники
Выставка графики и звуковоспроизводящей техники
Выставка графики и звуковоспроизводящей техники
Выставка графики и звуковоспроизводящей техники
Выставка графики и звуковоспроизводящей техники