Выставки

Показать полностью...Персональная выставка Ирины Михалевой «Букет из самых нежных чувств»

ФЛЕШМОБ «7 ДНЕЙ, 7 РАБОТ»

В отделе краеведения Горнозаводского музея открылась новая выставка под загадочным названием «7 Дней, 7 работ».
ФЛЕШМОБ «7 ДНЕЙ, 7 РАБОТ»

Помним, чтим и сохраняем

В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. В Горнозаводском краеведческом музее ежегодно ко Дню Победы проходит множество самых разных мероприятий: экскурсии на темы, посвящённые ВОв и Победе, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла и детьми войны, демонстрации документальных, художественных фильмов и мультфильмов, посвящённых этой теме, конкурсы, викторины, мастер-классы.
ПОМНИМ, ЧТИМ И СОХРАНЯЕ

С праздником Весны и Труда!

Первые открытки, посвященные Дню Международной солидарности трудящихся, появились в советской России в 20-е годы прошлого века. На них чаще всего изображали радостных демонстрантов с флагами и лозунгами.
С праздником Весны и Труда!

История Первомая

На территории Российской империи Первомай впервые был отмечен в 1890 году, когда в Варшаве прошла стачка с участием 10 тысяч польских рабочих. Этот пример вдохновил их товарищей по классу на всей территории Российской империи. И с тех пор русские рабочие регулярно устраивали первомайские акции протеста, число которых год от года нарастало, как снежный ком. Первые годы маевки носили исключительно социальный характер: рабочие требовали уменьшения рабочего дня, социальных гарантий, повышения оплаты труда и тому подобное. Но лодку под названием Российская империя все больше раскачивали представители политических партий. Поэтому уже в 1897 году праздник приобрел политическую окраску, и наравне с социальными лозунгами зазвучали политические: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», «Свобода, равенство, братство!» и так далее.
История Первомая

«ОН СТОИТ С ПРОСТЁРТОЮ РУКОЮ...»

22 апреля. Эту дату знал каждый советский школьник. В этот апрельский день родился Владимир Ильич Ленин. 22 апреля 2020 г. — 150 лет со дня его рождения. Сегодня и завтра, наверное, несмотря на коронавирус и прочие «напасти», на эту тему выскажутся многие историки.
ОН СТОИТ С ПРОСТЁРТОЮ РУКОЮ...

ОГОНЬ ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ!

Советские плакаты — культовое явление. Созданные как инструмент пропаганды для формировании идеологически верных взглядов, они вобрали в себя характерные признаки прошлой эпохи. Всегда остроумные и оригинально исполненные, советские плакаты пользовались большой популярностью и народной любовью.
ОГОНЬ ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ

12 апреля в нашей стране отмечается ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.

Сегодня мы хотим вам рассказать (или напомнить) о выставке, проходившей в выставочном зале нашего музея в 2014 году. Эта выставка была комплексной и один из её блоков был приурочен к 80-летию со Дня рождения космонавта Ю.А. Гагарина (1934-1968 гг.).
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

ОНИ ЗАЖГЛИ В СТРАНЕ АЛМАЗНУЮ ЗВЕЗДУ
(к 80-летию создания Уральской алмазной экспедиции)

Первый алмаз России и Европы был найден в 1829 г. в Пермской губернии, в даче Бисерского завода, на Адольфовской золотоносной россыпи, расположенной на р. Полуденке, левом притоке реки Койвы, у села Крестовоздвиженские Промысла (в настоящее время — пос. Промысла, Горнозаводского округа Пермского края), где производилась разработка золотоносных россыпей.
ОНИ ЗАЖГЛИ В СТРАНЕ АЛМАЗНУЮ ЗВЕЗДУ

"Пермь - Молотов"

Представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Пермь — Молотов» к 80-летию переименования города Пермь в город Молотов и Пермскую область в Молотовскую область. На выставке представлены почтовые карточки 1956 года из музейной коллекции филокартии.
"Пермь - Молотов"

Образы души

В начале марта в музее открылась персональная выставка нашей землячки Лии Соловьёвой «Образы души».
Образы души

Два юбилея

Горнозаводский краеведческий музей представляет жителям и гостям города сразу две новые выставки, посвящённые юбилеям двух художников: «Индустриальный роман» (к 90-летию Коваленко Т.Е.) и «Есть в женщине какая-то загадка...» (к 85-летию Гимова Л.Б.).
Два юбилея

Мы сделали большое дело — зажгли в стране алмазную звезду!

В Горнозаводском музее открылась выставка «Мы сделали большое дело — зажгли в стране алмазную звезду!», посвящённая 110-летнему юбилею Михаила Ивановича Маланьина (1910 — 1997 гг.), одного из первооткрывателей алмазов на Урале, лауреата Сталинской премии (1955 г.). Он работал в должности главного инженера-обогатителя Уральской алмазной экспедиции (УАЭ) Третьего главного геологического управления в 1940 — 1943 гг.
Мы сделали большое дело – зажгли в стране алмазную звезду

«Праздник к нам приходит...»

За окном тихо падает снег... Зима припорошила искрящимся снегом городские улицы, надела на деревья роскошный наряд. Мороз вскоре покроет причудливыми узорами окна домов. Это значит, что скоро Новый Год!
Праздник к нам приходит…

Всем миром против пьянства

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и нравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.
Всем миром против пьянства

Марий костюмжым

В Горнозаводском краеведческом музее работает выставка марийского национального костюма «Марий костюмжым». Музейные предметы любезно предоставлены Кунгурским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
Марий костюмжым

Выставки августа

За окном август, моросящий дождь и лишь на мгновение выглядывает солнце. Самое время побродить по залам музея.
Выставки августа

«Путешествуя по свету» или «География подошвами ботинок».

«Путешествуя по свету», так называется выставка башмаков, презентация которой состоялась в Ночь музеев, 19 мая. Её представил владелец коллекции Николай Викторович Караваев, преподаватель математики Конзаводской средней школы имени В.К. Блюхера (Пермский край, Пермский район). Он рассказал о своей коллекции сувенирных башмаков, в которой чуть более четырёхсот экземпляров и которую он любезно предоставил музею для временного экспонирования. А почему именно башмаки? Да потому что для любого путешественника обувь имеет очень важное значение.
Путешествуя по свету

Калейдоскоп историй

Дорогие друзья! Коллектив музея предлагает вашему вниманию выставочный альбом «Калейдоскоп историй». В нём будут представлены 50 экспонатов, за которыми кроются удивительные и трогательные истории, загадочные легенды. Появление некоторых предметов до сих пор и для нас овеяно флёром таинственности.
Калейдоскоп историй

«Встреча в горах»

Собрание камнерезных изделий в музейной коллекции декоративно-прикладного искусства достаточно разнообразно: скульптура, панно, вазы, бокалы, колечницы, шкатулки, ларцы и ювелирные изделия, выполненные из поделочных и ювелирно-поделочных камней. Посетителям Музея камня всех возрастов нравится рассматривать и сюжетную композицию «Встреча в горах» екатеринбургского художника-камнереза Романа Тырлова. Любители камня стараются найти в скульптурной композиции все камни и минералы, перечисленные в этикетке. А их в этой работе целых десять!
«Встреча в горах»

Шагала драга по реке…

«Драга — это тот же пароход, только ходит задом наперёд» — слова из старой студенческой песенки. Плавучая фабрика, плавучий экскаватор, «пахарь» — это всё названия драги.
Шагала драга по реке…

Старинная утварь наших прабабушек

Длинные ручки и два массивных чугунных блина со сложным узором по внутренней стороне, такая вот внушительная по весу и качеству была кухонная утварь наших прапрабабушек. Старинная вафельница придавала лакомству и политический привкус — барельеф и горельеф внутренних сторон часто изображал двуглавого орла, как известно, гербовую фигуру.
Старинная утварь наших прабабушек

Жетоны «Крестовоздвиженские Промысла графа Шувалова»

В 1987 году житель Горнозаводска, давний друг и даритель музея Маленьких Владимир Михайлович принёс в дар музею интересные вещи — металлический жетоны. На лицевой стороне одного жетона по горизонтальному диаметру крупно обозначены цифры «1080», на втором жетоне «1844»; по окружности, в ленте, надписи, разделённые шестиконечной звёздочкой: слева — «Шувалова = промысла», справа — «графа = Крестовоздвиж». В верхней и нижней частях жетона круглые отверстия для крепления. С оборотной стороны надписей и изображений нет.
Жетоны «Крестовоздвиженские Промысла графа Шувалова»

«Жук-денщик», «жук-лакей», «ванька»

Горнозаводский музей обладает богатой коллекцией чугунного художественного литья, в основе которой изделия каслинских литейщиков, ставших законодателями мод в этом виде декоративно-прикладного искусства. Именно там сложился богатый ассортимент изделий, которым славилось русское литьё.
«Жук-денщик», «жук-лакей», «ванька»

«Бьётся в тесной печурке огонь…»

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Горнозаводский район, входивший тогда в состав Чусовского района Молотовской области, как и весь Урал, стал кузницей орудия возмездия.
«Бьётся в тесной печурке огонь…»

«Русский душою» трофей

У нашего музея много замечательных друзей-дарителей. Среди них — житель Горнозаводска Эндранит Алиуллович Зябаров, среди многочисленных даров которого подстаканник, привезённый его отцом, Зябаровым Алиуллом Шагабетдиновичем, вернувшимся с Великой Отечественной войны в 1946 году. Как подстаканник оказался у отца, даритель точно не знает. Известно лишь, что подстаканник трофейный.
«Русский душою» трофей

«Старенький наш патефон молча грустит о былом...»

В коллекцию техники Горнозаводского музея, входят часы, пишущие и швейные машинки, средства связи, оптические приборы, телеаппаратура, звуковоспроизводящая и вычислительная техника. Разнообразна подборка звуковоспроизводящей техники. Начинает её патефон Молотовского патефонного завода. Новый экспонат, пополнивший коллекцию, принёс в 2010 году житель города Эндранит Аллиулович Зябаров.
«Старенький наш патефон молча грустит о былом...»

Треугольники-птицы, оригами войны

Фронтовые письма-треугольники — документы особые. Они, словно птицы, летели с фронтов во все уголки нашей страны, чтобы сказать родным и близким: «Жив, здоров, того и Вам желаю».
Треугольники-птицы, оригами войны

Лепидодендрон — «чешуйчатое дерево»

Среди дарителей, пополнивших геолого-минералогическую и палеонтологическую коллекции музея — геологи, шахтёры, коллекционеры, а также клуб «Юный геолог», созданный и действовавший при Горнозаводском Доме творчества детей и юношества. Объединением в разные годы руководили Врадий А.С., Коршунова Т.И., Коршунов А.А. В 1993 году ребята из клуба «Юный геолог», вернувшись из очередной экспедиции, руководителем которой являлся Александр Сергеевич Врадий, подарили музею свою интересную находку — фрагмент окаменелого древовидного растения лепидодендрон. Находка была обнаружена юными геологами в районе шахты «Скальная» в соседнем Чусовском районе.
Лепидодендрон. Окаменелость.

«На Земле давно он жил, травку ел, водичку пил...»

Прошли года, ушли столетья
И мир о мамонтах забыл,
От них остались междометья
И то, что кто-то вдруг отрыл…

Сергей Иванов
Нижняя челюсть мамонтёнка.

Уваровит – изумруд земли горнозаводской

Гордостью музея является геолого-минералогическая коллекция.В её составе есть такие редкости, которые природа нечасто дарит человеку — великолепные друзы, кристаллы необычной формы, псевдоморфозы, причудливые природные образования. Коллекция насчитывает более 1000 музейных предметов и включает в себя минеральные виды и горные породы Сибири и Дальнего Востока, Якутии и Прибайкалья, Кольского полуострова, а также многих регионов бывшего Советского Союза: Прибалтики, Крыма, Средней Азии.
Уваровит – изумруд земли горнозаводской

«Камень-загадка», «камень очарования», «сиреневое чудо Сибири»

Восторг, удивление и очарование дарит посетителям Музея камня ещё один экспонат — чароит, или камень очарования, самый редкий и экзотический самоцвет на планете. «Камень-загадка, покоряющий с первого взгляда», — так о чароите писали газеты, когда в 1974 году он впервые появился на международных выставках. Этот камень с редкой в природе сиреневой окраской и волокнистым строением мгновенно стал популярным. Все мечтали найти хоть маленький образец, а уж бусы или другие изделия были недоступными.
Чароит

Минерал-цветок, или «утренняя заря»

Среди всего многообразия самоцветов в коллекции музея есть минералы уникальные, редко встречающиеся в природе. К таковым относится, например, крокоит, встречающийся всего в 5-6 месторождениях мира. Крокоит не претендует на роль самого важного и нужного минерала на планете. Можно сказать, что он просто цветет, как и его тёзка — весенний цветок шафран (лат. crocus).
Крокоит

«Вот речные мастера, строят дом без топора»

В краеведческом музее скомплектована териологическая коллекция, включающая несколько видов млекопитающих, которые обитают на территории Горнозаводского края. Основная форма коллекционных материалов — чучела в динамичных позах, а также рога (лосиные, оленьи).
Чучело бобра

Наутилус помпилиус — «жемчужный кораблик»

Конхиологическая коллекция музея, в составе которой морские, речные и сухопутные раковины, наиболее многочисленна. В собрании 6,5 тысяч единиц хранения, более 1500 видов раковин моллюсков — это почти все существующие в мире виды за небольшим исключением.
Раковина моллюска Nautilus pompilius

Сибирский пятак или Соболя

«Соболя» — так коллекционеры называют монеты, на реверсе которых изображены два соболя.
Сибирский пятак или Соболя

Медные плиты

Есть в коллекции музея квадратные монеты Российской империи — платы, которые не прижились в народе, они не нужны были ни купцам, ни крестьянам, ни служилым людям.
Медные плиты

«Масонский» орёл

Среди всех медных монет Российской империи есть по-своему уникальные монеты номиналом 10 копеек, выпущенные в период правления Николая I. Это единственный случай, когда такой номинал чеканился из меди.
«Масонский» орёл

Памятный рубль

Памятные монеты отражают не только дух и главные особенности целой эпохи, но и погружают нас в историю тех времён.
Памятный рубль

Двухгрошевик

Есть в нумизматической коллекции музея монетка очень необычного номинала — 4 копейки. Это один из редких номиналов, когда-либо чеканившихся во времена Российской империи.
Двухгрошевик

Крестовой пятак

Ещё одна редкая монета из фондов Горнозаводского музея — петровская монета для неграмотных.
Крестовой пятак

Почём нынче «Катеньки» и «Петры»?

В фондах музея хранятся банкноты, которые в начале XX века ласково называли в народе «Катенькой» или «Катеринкой». «Катенька» (100 руб. с портретом императрицы Екатерины II), как и «Петенька» (500 руб. с портретом императора Петра I), стали непревзойденной вершиной творчества сотрудников Экспедиции заготовления государственных бумаг. Обе банкноты относятся к числу самых красивых банкнот мира, являясь шедеврами полиграфического мастерства. Купюры поступили в музейное собрание в 1993 году в дар от жителя Горнозаводска Рязанова С.Л.
Почём нынче «Катеньки» и «Петры»?

О чём говорят клады?

Наверное, нет на необъятных просторах нашей страны такого города или села, где бы ни ходили слухи о несметных сокровищах, скрытых в далекие, а может и совсем близкие к нам времена. Речь, конечно же, идёт о кладах, интерес к которым был всегда велик.
О чём говорят клады?

Наша землячка — первая в истории спортивного ориентирования чемпионка мира

Медаль за 1-е место чемпионата Европы по спортивному ориентированию на лыжах, проходившему в Вологде, поступила в дар музею в 2001 году от обладательницы этой медали — Татьяны Германовны Власовой — Мастера спорта международного класса, Заслуженного Мастера спорта по спортивному ориентированию на лыжах.
чемпионка мира

Всегда готов!

В документах музея этот предмет атрибутирован как «брошка» для пионерского галстука. Он поступил в фонды в год основания музея −1967, от жительницы Горнозаводска Зайцевой Р.П.
Всегда готов!

Сквозь дымку прошлого

В музейном собрании графики есть два сентиментальных трогательных офорта из серии Старая Пермь, на каждом из которых — городской пейзаж Перми 19 века: «Дом Благородного Собрания на улице Сибирской» и «Гостиный двор на углу Сибирской и Покровской».
Их автор — пермский график М.А. Курушин.
Сквозь дымку прошлого

«Русские сезоны»

В музейном собрании живописи привлекает внимание полотно кисти заслуженного художника России Льва Перевалова, известного на Урале живописца, профессора, заведующего кафедрой живописи и композиции Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Член Союза художников России с 1967 г.
«Русские сезоны»

Красный день календаря

В ноябре 2017 года исполняется 100 лет самому революционному празднику, ставшему началом советской эпохи. Тогда, 7-8 ноября 1917 года (25-26 октября по старому стилю) произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Год столетия революции — хороший повод вспомнить о том, как всё начиналось.
Красный день календаря

Кругозор

«Кругозор» — так назывался популярнейший во второй половине XX века советский литературно-музыкальный журнал.
Кругозор

Роспись золотом и «Серебряное копытце»

География представленного в музейном фонде декоративно-прикладного искусства не ограничивается Уралом.
Роспись золотом

Имена в истории края

Коллекция ювелирных изделий из металла, выполненных в техниках финифти и филиграни, была закуплена в фонды музея в 1991г. на Пермском экспериментальном ювелирно-гранильном заводе на средства ПО «Горнозаводскцемент». В коллекции ювелирные гарнитуры (серьги, перстни, подвески) с цветочным узором и три овальные плакетки, на двух — портреты двух великих людей, чьи имена связаны с Пермским краем.
Имена в истории края

Магия Африки

Эта коллекция необычных для Горнозаводского края предметов — африканских культовых идолов и ритуальных масок — была приобретена в фонд музея в 1996 году у Калинкина Алека Петровича. Алек Петрович с 1960 года работал в китобойной флотилии, прошёл все моря и океаны, кроме Северного Ледовитого. В составе флотилии совершил 9 рейсов в Антарктиду.
Магия Африки

Грани таланта

Урал всегда славился своими мастерами. Они работали с камнем, ковали сталь, лили чугун. Наверное, поэтому Анатолий Александрович Коврижкин, известный как автор памятников исторических личностей, взял псевдоним «Уральский».
Грани таланта

Хлеб - соль ешь, а правду режь

В фондах Горнозаводского музея хранятся две интересные вещицы. На них размещена одинаковая надпись, но выполнены они из разных материалов. Это деревянная и чугунная тарели со словами, размещёнными по окружности: «Хлеб — соль ешь, правду режь».
Хлеб - соль ешь, а правду режь

Фарфор изящный на столе

В 1998 году музейная коллекция декоративно-прикладного искусства пополнилась чайной парой из тончайшего фарфора, выпущенной на Дмитровском заводе «Товарищества М.С. Кузнецова», предположительно, в конце XIX — начале XX века. Предметы передала в фонды жительница Горнозаводска Аликина И.Н.
Фарфор изящный на столе

Привет из… или Какими были приветы?

Предметы поступают в музей по-разному. Их дарят, привозят из экспедиций, закупают. Но иногда случается так, что музейщики не знают, кто принёс предмет, к примеру, двадцать или тридцать лет назад. Так приключилось и с почтовыми карточками начала XX века, которые пополнили музейное собрание в 1987 году.
Привет из… или Какими были приветы?

Медвежата сладкоежки

Музейное собрание пополняется каждый год не одной сотней предметов. Есть среди них интересные вещицы, которые сразу привлекают внимание, как например, чернильница «Медвежата — сладкоежки». Эта анималистическая статуэтка поступила в музейное собрание совсем недавно, в конце 2016 года от почётного дарителя Коршунова А.А. Впервые термин «анимализм» (от лат. аnimal — животное) был употреблён по отношению к скульптуре в 1831 году, когда молодые и никому не известные французские скульпторы выставили в Парижском художественном салоне бронзовые фигурки животных. Один из критиков иронично назвал этих скульпторов «анималистами», не подозревая о том, что дал название целому направлению в искусстве.
Медвежата сладкоежки

Почтенный дедушка в летах

Советский фотоаппарат «Фотокор — 1» можно назвать дедушкой или даже прадедушкой фото индустрии. Он выпускался Ленинградским Государственным оптико-механическим заводом (ГОМЗ) с 1930 по 1941 годы включительно.
Почтенный дедушка в летах

Машина прабабушки Тани

Что может быть общего между Дмитриевским заводом по производству уксуса, основанным известным российским промышленником Саввой Морозовым в 1899 г. в пустоши Дмитриевка близ города Кинешма, и германской компанией Гритцнер? Об этом сотрудникам музея рассказал Ячменёв Николай Геннадьевич, передавший в 1998 году в собрание музея швейную машину с клеймом «Gritzner Durlach». Швейная машина стала подарком молодожёнам в 1974 году от бабушки Николая Геннадьевича, Марии Ильиничны. Ей, в свою очередь, она перешла по наследству от матери (прабабушки Н.Г. — Татьяны Иосифовны Ячменёвой), семья которой (в частности, прадед Н.Г.) была поставщиком некоторых материалов для Дмитриевского завода. Прадед Н.Г. был купцом, владельцем небольшого дегтярного заводика в Костромской губернии.
Машина прабабушки Тани

Маруськина любовь

Маруся — простое русское имя. Маруся стала персонажем литературных произведений русских поэтов серебряного века: Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой.
В 1990-е годы девушка с таким именем стала героиней юмористической сюжетной сценки, изображённой на оригинальной авторской работе художницы Ирины Смыковой. Поднос «Маруськина любовь» написан Ириной Григорьевной в традиционной технике уральского двухцветного мазка и носит ярко выраженный лубочный характер. На этой наивной картинке с мягким юмором запечатлено прерванное суровой бабкой девичье свидание — на лужайке, у стилизованного цветущего дерева изображены три фигуры: парень с девушкой и её грозная матушкой с розгами в правой руке.
Маруськина любовь

Чук, Гек и компания

Чук и Гек, имена героев одноимённого рассказа Аркадия Гайдара, стали нарицательными для персонажей известного кунгурского художника Евгения Малькова, работающего с глиной. Кроме них, ещё более ста забавных керамических фигурок, вызывающих улыбку на лицах детей и взрослых, хранятся в фондах Горнозаводского музея.
Чук, Гек и компания

Тринадцать медведей

В музейном собрании есть необычные, порой даже уникальные предметы, как например, копьё для охоты на крупного зверя. Эту старинную вещь, которая называется «охотничья рогатина» передал в музей Субботин Б.А. в 1973 году. Принадлежала она Субботину Ивану Егоровичу.
Тринадцать медведей

Тайна старой шкатулки

Веками век века сменяет…
Веками, бережно, рука
Века в шкатулку собирает
И сохраняет на века!
Тайна старой шкатулки

Про портсигар, алмазы и связь времён

Предметы попадают в музей разными путями: какие-то прямо из рук владельцев, другие приносят люди, случайно их нашедшие, третьи поступают после музейных экспедиций, а четвёртые, как например, личные вещи Михаила Ивановича Маланьина, через знакомых и друзей. Кисет с курительной трубкой и портсигар были переданы для Горнозаводского музея в 2005 году сыном Маланьина, Рудольфом Михайловичем через друга семьи Чельцова Владимира Николаевича.
Про портсигар, алмазы и связь времён

Гилёвский колокол

Колокольный звон — одна из самых ярких черт русской жизни. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Но звон колоколов имел и богослужебное значение.
Гилёвский колокол

«…В дар от Князя Голицына…»

В истории всегда кто-то или что-то бывает первым. В фондах Горнозаводского музея хранится интересный документ 1883 г., так называемый «Вводный лист», записанный в Книге поступлений под № 1.
В музейное собрание передал этот документ в 1967 году Заморин Геннадий Иванович, житель посёлка Пашия Горнозаводского района.
Вводный лист предусматривает «Ввод во владение».
Ввод во владение в гражданском праве императорской России конца XIX века означал судебный порядок оглашения перехода права собственности на недвижимость от одного лица к другому.
Лист является образцом делопроизводства XIX века и содержит все необходимые элементы вводных листов этого времени.
В вводном листе сообщается, что «Тысяча восемьсот восемьдесят третьего года 23 дня ... суд в присутствии нижеозначенных свидетелей ввёл сего числа Василия Васильева Заморина во владение деревянным домом с надворными строениями и усадебной землёй, ...всего триста сорок квадратных сажен; находящимися в Архангело-Пашийском заводе ... приобретёнными в дар от Князя Голицына». Ниже перечислены свидетели, присутствовавшие при вводе во владение. В конце листа указано, что ввод во владение совершил почётный мировой судья.
В нижнем левом углу — гербовая печать.
Такие типовые вводные листы в конце XIX века подтверждали собственность владений мастеровых Архангело-Пашийского завода.
В 1882 — 83 гг. князь Сергей Михайлович Голицын, один из последних владельцев Архангело-Пашийского завода Пермской губернии, «одарил» потомственных заводских мастеровых безвозмездным владением той усадьбой, которую они обрабатывали почти сто лет. «Дар» князя был совершён спустя двадцать лет после отмены крепостного права (1861 г.) и введения уставных грамот (1862 г.; акт, определяющий новые взаимоотношения между мастеровыми и заводовладельцами, крестьянами и помещиками), когда установленный грамотой оброк за усадьбу в большей части своей, если не весь, был уже оплачен. Обращает на себя внимание и тот факт, что приобреталась в дар не только усадебная земля, но и собственный, выстроенный руками мастерового «дом с надворными строениями».
«…В дар от Князя Голицына…»

Сравнится с золотом чугун

Невзрачный, как простой валун,
Равняться с бронзой он не может,
Но если мастер сердце вложит,
Сравнится с золотом чугун.
Сравнится с золотом чугун

Иоанн, экзарх Болгарский

В собрании книжных памятников музея хранится уникальное издание, самое старинное в коллекции редкой книги — старопечатная книга «Иоанн, экзарх Болгарский», датируемая 1824 годом и посвящённая исследованию славянского языка и литературы IX и X столетий. Это прижизненное издание Константина Федоровича Калайдовича (1792-1832) — российского историка, археолога, филолога, археографа, исследователя древнерусской и славянской письменности, члена-корреспондента Петербургской Академии наук (1825).
Сочинение «Иоанн, экзарх Болгарский» историки считают самым замечательным трудом Калайдовича. В исследовании он коснулся вопросов о начале письма у славянских народов,
о трудах Кирилла и Мефодия и о дальнейшем движении литературного славянского языка.
Так кто же такой, этот таинственный экзарх? В православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа.
Иоанн, экзарх болгарский (предположительно 860-е годы — между 917 и 927) — древнеболгарский церковный деятель, духовный писатель, переводчик, современник болгарского царя Симеона (X в.). Известия о его жизни ограничиваются предположениями, но достоверные данные памятников свидетельствуют, что он был сотрудником царя Симеона в его просветительной деятельности.
Книга «Иоанн, экзарх Болгарский» была напечатана в типографии С.И. Селивановского, который в первой четверти XIX века являлся одним из крупнейших типографов и книгоиздателей Москвы.
Издание передал в музей в 1997 году священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы в
г. Горнозаводске отец Андрей (в миру Носков Андрей Борисович). На титульном листе надпись: «Дарю Горнозаводской церкви. Геннадий Васильевич Воротников». В верхнем левом углу книги закреплён талон с надписью «Библиотека Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества». Указаны: инвентарный номер книги и номера шкафа и полки, где находилось издание.
На сегодняшний день остаётся тайной, как книга проделала путь от Красноярска, где располагался Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества до Горнозаводска.
Иоанн, экзарх Болгарский

Богоматерь Троеручица

Иконы (в переводе с греческого — «образ») — это изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, которые призваны напоминать о событиях Священного Писания. Пришедшая на русскую землю вместе с Христианством, иконопись берет свое начало от погребальных портретов, которые писались после смерти людей. Считается, что наиболее древним прообразом икон являются египетские погребальные портреты.
Каждая икона исполнена смысла. Из Византии в Русь пришли строгие правила написания иконы — каноны иконописи.
На иконе XIX века Богоматерь Троеручица, поступившей в фонды Горнозаводского музея в 1987 году, изображение Богоматери канонично, письмо носит несколько условный и упрощенный характер. Одежды написаны локальными цветовыми пятнами, без лессировок и проработки, складки мафория обозначены размашистыми черными линиями, в тенях переходящими в локальные пятна черного цвета. Нимбы обозначены тонким контуром вишневого цвета.
Икона выполнена из доски хвойных пород, с торцевыми врезными шпонками, без ковчега. На оборотной стороне процарапана надпись: «Зав пашея улц троицка Митрея Петров Дылгину Троеручицу цен. 30 к» (предположительно — завод Пашия, улица Троицкая, Дмитрию Петровичу Дылдину), вверху кожаная петля-крепление для подвешивания.
Иконография восходит к изводу Одигитрии с левосторонним положением Младенца. Отличительная особенность — изображение дополнительной руки в нижней части иконы, которое варианты сказания о ней объясняют по-разному. По одному из них, известному в России с XVII в., история иконы связана с чудесным исцелением отрубленной руки Иоанна Дамаскина, который в благодарность приложил к иконе выполненную из серебра кисть руки. Согласно другой легенде, возникшей в Хиландарском монастыре (Афон), ранее известной на Руси уже в XVI В., когда еще не знали списков этой иконы, изображение третьей руки само три раза проявлялось на иконе богородицы, которую писал некий иконописец.
Празднование иконы — 28 июня.
В храме перед иконами горят лампады и свечи, возникают резкие перепады температуры и влажности. От всего этого слой олифы через 80 — 100 лет теряет прозрачность, икона превращается в темную доску. В старину ходили из храма в храм половители. Они мыли иконы в щелоке жесткой мочалкой, смывая при этом самые ценные верхние слои красок, а потом дописывали утраченное. Иногда, ориентируясь на лёгкий след рисунка, писали сверху новое изображение.
Богоматерь Троеручица

Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится

В Горнозаводском краеведческом музее работает этнографическая выставка «Хозяином дом ставится, хозяйкой — держится». На ней представлены орудия труда и домашняя утварь, то есть предметы, характеризующих культуру и быт крестьян конца XIX — середины XX века. В выставочном зале музея размещены орудия сельскохозяйственного труда: плуг, грабли, серпы, коса-горбуша, а также чёски для вычёсывания шерсти домашних животных, ножницы для стрижки овец, доска для стирки, корыто и сечка для измельчения капусты и многое другое. Экспозицию дополняют предметы домашнего убранства и многочисленная утварь, без которой трудно было представить крестьянский дом. Она накапливалась десятилетиями, если не столетиями и буквально заполняла всё пространство дома.
Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится

Колокола и колокольчики

В Горнозаводском краеведческом музее скомплектована небольшая коллекция колоколов и колокольчиков, время создания которых первая четверть XIX — середина XX века.
Колокола и колокольчики

В кадре не только актёры

В соответствии с Указом президента России Владимира Путина в целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу 2016 год в России объявлен Годом российского кино.
В рамках мероприятий, посвящённых году кино, с 9 мая 2016 года в выставочном зале Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина открыта выставка «В кадре не только актёры», где представлены экспонаты из фондов музея, так или иначе связанные с историей советского кино.
В кадре не только актёры

Живой щит Чернобыля

Чернобыль... Во всём мире название этого небольшого города вот уже не одно десятилетие ассоциируется с крупнейшей за всю историю человечества техногенной катастрофой.
Живой щит Чернобыля

Холодный блеск кристаллов.

В преддверии празднования Дня геолога и к 70-летию со дня рождения А.С. Врадия в Музее камня открылась выставка «Холодный блеск кристаллов».
Холодный блеск кристаллов.

«Раз, два, три, ёлочка, гори!»

Впервые идея осветить ёлку электрическими лампочками вместо традиционных свечей пришла в 80-х гг. XIX века Т. Эдисону и его коллегам. Популярность в США они приобрели в 1920-е годы. В нашу страну электрические гирлянды попали куда позднее: после Октябрьской Революции празднование Нового года сочли пережитком прошлого, 1 января стало обыкновенным рабочим днём. Ёлок в то время было не достать, завоз игрушек из Германии прекратился, разве что люди делали простейшие украшения сами. Лишь в 1935 году принято решение возобновить празднование Нового года, тогда Сталин произнес лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее», а в январе 1937 года состоялась первая советская торжественная новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов – с этих пор праздник вновь завоевал популярность в нашей стране.
«Раз, два, три, ёлочка, гори!»

Языком графики

В соответствии с указом президента России Владимира Путина в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом литературы.
Языком графики

Новогодняя открытка

Поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день.
Новогодняя открытка

Пленэр – 2014

В конце июня 2014 года художники из Горнозаводского объединения «Друза» побывали в окрестностях Губахи. Здесь проходил, ставший уже традиционным, пленэр. В этом году на пленэре побывали преподаватели школы искусств –Елена Первушина, Ирина Михалева, преподаватель школы №1 Ольга Ахмадеева, педагог дополнительного образования Галина Сапегина. К нашим художникам присоединились художник и педагог из Чусового Татьяна Русакова и художник из Губахи НиколайКрестьянинов.
Пленэр – 2014

Выставка графики и звуковоспроизводящей техники
«О чем мечтала Терпсихора…..»

открыта 29 апреля в международный день танца, о чем говорит название выставки по имени музы танца Терпсихоры.
Выставка графики и звуковоспроизводящей техник